152243e4

Трехмерная графика


Для Linux создано несколько программных пакетов, работающих с пространственным представлением объектов.

Исходные тексты одного из самых мощных пакетов трехмерного моделирования, пересчета (рендеринга) и анимации – Blender – в 2002 году были открыты и весь проект полностью переведен под свободную лицензию. Авторы Blender пришли к выводу, что открытая разработка инструмента более эффективна и прибыльна для тех, кто этим инструментом (а не его продажей) зарабатывает. Для этого пришлось выкупить находящиеся в собственности спонсоров части проекта у хозяев за 100 000 евро. Искомую сумму предоставило сообщество пользователей Blender, уже тогда немалое: каждый внес сколько смог, и менее чем за два месяца денег на счете оказалось достаточно. С тех пор круг пользователей и возможности Blender продолжают постоянно расти.

Для выполнения задач, совмещаемых Blender, есть и отдельные программные средства. Например, популярный пакет трассировки лучей (трехмерного проектирования и сценографии) POV-Ray, с помощью которого создаются проекты удивительной сложности и красоты (например, перевод картины Уильяма Марлоу "Каприччо" в трехмерное представление – с тем только, чтобы из определенной точки повторить ее). Многие графические редакторы имеют встроенные средства анимации, а иные (как, например, CinePaint, называвшийся ранее FilmGimp) специально разрабатываются для мультипликаторов.

Не стоит забывать, что популярный нынче стандарт OpenGL – открытый; он разрабатывался для UNIX-подобных систем и используется большим числом программ для Linux (в том числе и Blender). К сожалению, производители аппаратного обеспечения (видеокарт), как правило, скрывают не только устройство своих карт, но даже способ их низкоуровнего использования. Поэтому в открытом доступе оказываются лишь готовые драйверы (без исходных текстов) к некоторым версиям ядра Linux и определенным сборкам XFree86. Отображение трехмерных объектов с пересчетом на программном уровне пока работает существенно медленнее, хотя ничуть не хуже. Поэтому используя OpenGL для игр и прочих программ, требующих действительно быстрой работы графической подсистемы, нужно всегда помнить о необходимости получить – возможно, несвободный – драйвер.



Содержание раздела